Голубая родина Фирдуси. Сборная Ирана.

06/04/2018 21:56 :: Дерсу Узала

Добрый вечер, дорогие товарищи. Я бы хотел продолжить наше путешествие по странам Востока. И сейчас настало время заглянуть в Иран – страну, славную историей и культурой, привлекавшую многих поэтов, в том числе Сергея Есенина, строчку из стихотворения которого я вынес в заголовок.
Иран
Iран
ایران
Iran
Иран был первой сверхдержавой в истории. Персидская держава Ахеменидов, основанная Киром Великим в середине 6 века до нашей эры и достигшая расцвета при царе Дарии, сыне Гистаспа, простиралась от греческих полисов Малой Азии до территории современного Пакистана. Правда, два вторжения в Балканскую Грецию успехом не увенчались, как и описанная в «Истории» Геродота попытка покорения скифов. К сожалению, главные города империи - Пасаргады и Персеполь – превратились в руины. Царский дворец Персеполя был сожжен после завоевания державы Ахеменидов Александром Македонским – по некоторым источникам, это сделала известная гетера Таис Афинская. Александр Македонский сделал также то, что персы ему не могут простить до сих пор – отдал приказ уничтожить священное писание зороастрийцев – Авесту.
Но Персия выстояла. Созданное на руинах Ахеменидов греческое государство, которым управляли полководец великого македонца Селевк и его потомки, оказалось непрочным. На его месте возникла Парфия, на смену которой в 3 веке нашей эры пришло государство династии Сасанидов. Это были могучие государства, бросившие вызов Римской империи и позже Византии в борьбе за гегемонию над Средиземноморьем. Развивалось искусство, особенно архитектура, градостроительство, литература и ювелирное дело. Происходил расцвет зороастрийской религии. В одной книге я встречал даже сведения, что иранские шахи приютили у себя ученых из академии Платона, закрытой византийским императором Юстинианом.
Но противостояние с Византией измотало Сасанидов, и завоеватели-арабы легко покорили Иран. Случилось это в 30-е – 50-е годы 7 века. Иран начал жить парадоксальное тысячелетие.
Почему парадоксальное? Да потому, что он, с одной стороны, потерял независимость и регулярно становился жертвой завоевателей – арабов, сельджуков, монголов, войск Тамерлана – и это я не всех еще перечислил. С другой стороны, именно в то тысячелетие Иран был главным центром новой, мусульманской цивилизации, местом, где творили поэты Фирдоуси, Саади, Хафиз, ученые Омар Хайям и Авиценна – и множество других, менее известных.
Снова Иран стал самостоятельным государством лишь в 16 веке, когда династия Сефевидов объединила страну. Но многострадальная земля не вздохнула спокойно. Регулярно приходилось воевать с Османской империей. После расцвета при шахе Аббасе Великом постепенно начался упадок. В 18 веке страну сотрясло нашествие жестокого завоевателя Надир-Шаха, покорившего территории от Армении до Индии. В начале 19 века Российская империя завоевала часть территорий Ирана. В итоге за влияние на Иран стали с переменным успехом бороться Российская и Британская империи. Эпизоды этой борьбы порой пахнут кровью – одно убийство Грибоедова толпой мусульманских фанатиков чего стоит! Хотя надо признать, повод у них был, и веский.
Наступил 20 век. Век, который будет ознаменован для Ирана двумя революциями. Но сейчас речь пойдет о футболе.
Персы всегда больше любили другую игру с мячом – поло, скачки на лошадях в погоне за круглым снарядом, по которому бьют клюшками, стремясь загнать в ворота. Эта игра вообще сильно популярна на мусульманском Востоке. В Европу она попала с помощью английских колонистов, увидевших ее в Индии и полюбивших. Кроме того, в Иране очень сильно развита борьба и тяжелая атлетика. Олимпийские чемпионы по борьбе, такие, как Голамреза Тахти, считались в стране национальными героями. Да и сейчас считаются.
Футбол в Иране и близко так не котировался.Полноценного чемпионата страны не существовало. Сборная провела первую игру лишь в 1941 году. Могла себе позволить – Иран во Второй Мировой войне не участвовал. Федерация футбола Ирана стала членом ФИФА лишь в 1948 году, и до конца 60-х годов сборная оставалась одной из слабейших сборных Азии. В отборочных циклах ЧМ она не участвовала, как и в первых Кубках Азии.
Однако затем Иран преобразился, ставши из гадкого утенка прекрасным лебедем. По времени это совпало с проведением реформ, которые должны были перестроить страну в экономическом и культурном плане на европейский лад. О том, удалось ли это сделать, мы еще поговорим, но для футбола они имели значение самое благоприятное.
В 1970 году наконец-то появился профессиональный чемпионат страны. Через три года в Тегеране был построен суперсовременный на тот момент стадион «Арьямехр», вмещавший сто тысяч зрителей(позднее число мест уменьшилось), и регулярно начал заполняться, особенно на дерби между «Персеполисом» и «Таджем». Сборная Ирана трижды выиграла Кубок Азии – в 1968, 1972 и 1976 годах, не проиграв за три турнира ни одного матча. Логическим завершением стала первая в истории квалификация на чемпионат мира в 1978 году в Аргентину.
Посланцы Ближнего Востока попали в одну группу с Нидерландами, Шотландией и Перу. И сумели сыграть вничью с подопечными Алли Маклауда. При этом единственный гол у шотландцев забил… Андраник Эскандарян в свои ворота. Иранцы ответили голом полузащитника Данаифара. Итоговый счет – 1:1. Остальные соперники оказались намного выше классом. Иран закономерно потерпел разгромные поражения что от «оранжевых» со счетом 3:0, что от «инков» со счетом 4:1.
Из этого выступления надо было извлечь уроки. Но в следующем году стало не до футбола. Произошла Исламская революция.
Реформы шаха оказались неудачными, основная масса простого народа по-прежнему жила в бедности, экономика была подчинена интересам иностранной буржуазии. Инакомыслящие подавлялись политической полицией – всесильной САВАК, обученной новейшим методам террора.
В конце концов, терпение народа лопнуло. В ходе драматических событий к власти пришло мусульманское духовенство во главе с аятоллой Хомейни. Иран стал теократическим государством, из которого старались изгнать все светское. 80-е годы были для Ирана тяжелыми – перестройка экономики, нисколько не улучшившая жизнь простых людей, тяжелая 8-летняя война с Ираком, партизанская борьба радикально-коммунистической группировки «Народных Моджахедов» против нового режима, массовые репрессии этого самого режима против оппонентов вне зависимости от их взглядов. Стране было не до футбола, хотя футбольные объекты были переименованы с большой помпой: главный стадион Исламской Республики стадион стал называться «Азади»(«Свобода»), клуб Тадж – Эстекляль («Независимость»).
Если на Кубках Азии сборная еще выступала, то чемпионаты мира бойкотировала, поскольку ФИФА требовала от нее как страны, участвовавшей в войне, играть домашние матчи на нейтральном поле. Так продолжалось до 1990 года. К тому моменту война завершилась, Хомейни умер, «Моджахеды» были разгромлены, гайки ослаблены, воцарилась какая-никакая стабильность. Нынешний Иран – страна слишком противоречивая, чтобы говорить об ее политике, поэтому я больше не буду касаться этой темы. Скажу только, что в Иране, начиная с 1979 года и до сих пор , женщинам запрещается посещать футбольные матчи.
С момента выступления на чемпионате мира в Аргентине прошло двадцать лет. И вот Иран снова едет на мундиаль – на сей раз во Францию. На том чемпионате мира иранцы одержали свою первую победу на турнирах такого уровня – над сборной США со счетом 2:1. Перед матчем многие нагнетали политические страсти и боялись скандала. Но игра прошла мирно – команды даже сфотографировались друг с другом. В двух других матчах Иран победить не сумел – хотя пропустил от Югославии лишь со штрафного(не мне вам рассказывать, каким великолепным мастером таких ударов был Синиша Михайлович). Немцы также забили соперникам лишь два гола.
Следующие четыре мундиаля иранцы чередовали, как слои в тесте. 2002 год – не отобрались. 2006 год – отобрались, 2010 год – не отобрались, 2014 год – отобрались. Что в Германии, что в Бразилии не было одержано ни одной победы, лишь два раза играли вничью. Оба раза с африканскими командами – в 2006 году с Анголой, в 2014 году – с Нигерией.
По традиции, Иран не должен был ехать на чемпионат мира в Россию. Но свою неприятную традицию эта сборная сломала. Как так получилось?

Оборона – превыше всего

Как и все азиатские сборные, прошедшие на чемпионат мира, Иран провел две части отборочного турнира – второй и третий отборочные раунды по терминологии ФИФА . Второй отборочный раунд проходил в 2015 году и продолжался до весны следующего, 2016 года. Наши герои практически не встречали сопротивления. Из 8 матчей они выиграли 6 и сыграли вничью 2 – гостевые с Туркменией и султанатом Оман. За весь отборочный турнир пропустили лишь три гола – от тех же соперников. Это была лишь разминка. Основная борьба развернулась позже, в третьем отборочном раунде.
Иран попал в группу А, в которой помимо него играли Южная Корея, Сирия, Узбекистан, Китай и Катар. Об его игре в этой компании говорят три факта: 1) Иран – единственная из азиатских сборных, не потерпевшая поражения в отборочном турнире 2) Иран пропустил меньше всего мячей – лишь два, оба в последнем, ничего не значившем матче против Сирии 3) Иран раньше всех, кроме Бразилии, обеспечил себе участие на ЧМ. При этом сборная Ирана вела себя очень прагматично – забила всего десять голов и свела целых четыре матча вничью, не желая излишне напрягаться. То есть, крепость обороны для них на первом месте. Победы в основной массе минимальные, ничьи в 3 из 4 случаев – нулевые. Решайте сами, восхищаться этим стилем или осуждать его. Но участие на ЧМ он принес.

Тренер и игроки

Наставником иранцев является вот уже восьмой год португалец Карлуш Кейруш, известный по работе ассистентом сэра Алекса Фергюсона в Манчестер Юнайтед, одному неудачному сезону в мадридском Реале, работе с разными сборными, в том числе с родной Португалией, которую возглавлял на чемпионате мира 2010 года в ЮАР. В 2015 году Кейруш подавал в отставку с поста главного тренера сборной Ирана. Не знаю, как иранцам удалось удержать португальца от этого шага, но они смогли это сделать, о чем впоследствии, я думаю, не пожалели.
На кого опирался португалец в своих тактических построениях?
Примечание: в рассказе про сборные Азии, как и про сборные Северной Америки, автор этих строк будет брать только матчи последнего, третьего раунда.

Вратари

Основным голкипером сборной является Алиреза Бейранванд из чемпиона Ирана – знаменитого тегеранского клуба Персеполис. В прошлом сезоне пропустил в Лиге Персидского Залива(так называется чемпионат Ирана) всего 14 мячей, в этом сезоне – 9(за пять туров до конца). Пустяки, скажете вы? Но ведь и в азиатском отборе им пропущено всего ничего(смотрим предыдущий раздел). То есть, доверие Алиреза оправдывает.
Только один раз Бейранванд уступил место в воротах. В «гостевом» матче с Сирией(почему в кавычках – объяснять не буду, всем это должно быть ясно) его подменял Соша Макани, выступавший на тот момент в чемпионате Норвегии, а позже вернувшийся на родину, в клуб Сонат Нафт из города Абадан.
В товарищеских матчах играл также Хамед Лак(ныне представляет клуб Фулад Хузестан).

Защитники

На позиции центральных защитников за весь решающий этап отбора Кейруш попробовал лишь четырех человек: Педжмана Монтазери из катарского Аль-Ахли(позднее вернувшегося на родину в Эстегляль), Сейеда Хоссейни из Персеполиса, Мортезу Пуралганджи из катарского Аль-Садда и еще одного игрока Персеполиса Мохаммада Ансари. Первые трое провели почти весь отборочный раунд в разных сочетаниях, Ансари играл в паре с Пуралганджи в последних играх – в Сеуле против Южной Кореи и дома против Сирии.
Учитывая, что сборная пропустила лишь два гола, все они – замечательные мастера и выбрать из них основную пару на ЧМ будет очень трудно. А если учесть, что в товарищеских матчах хорошо показали себя дублеры – особенно Рузбех Чешми из Эстегляля, у португальского наставника сборной должна приятно болеть голова.
На правом фланге обороны между собой конкурируют номинальный полузащитник Рамин Резаеян, летом перешедший из Персеполиса в бельгийский Остенде и Вурия Гафури из Эстегляля. Интересно, что весь третий раунд провел Рамин(кроме весенних игр 2017 года с Катаром и Китаем), но его конкурент появился на поле в большинстве осенних товарищеских матчей(в том числе со сборной России).
На левом фланге в первом матче с Катаром играл Эхсан Хаджисафи из исфаханской команды Сепахан, но потом место себе застолбил Милад Мохаммади из команды Ахмат, что в столице Чечни городе Грозном.
Милад – защитник очень приличного уровня, на мой взгляд, лучший оборонец в чеченской команде, если не считать опытнейшего бразильца Родолфо, знакомого и украинским болельщикам по игре за киевское Динамо. Оба - и Хаджисафи, и Мохаммади, - универсалы, только если первый может играть в полузащите, то второго при необходимости можно перевести в центр обороны, и он там будет очень хорошо смотреться. В осенних товарищеских матчах Кейрош дал отдых Миладу Мохаммади, предпочтя ему Хаджисафи, перешедшего летом в Олимпиакос.

Полузащитники

В большинстве матчей третьего отборочного раунда Иран играл в два опорника, одним из которых практически неизменно был игрок из чемпионата России(Ростов, махачкалинский Анжи, сейчас – пермский Амкар) Саид Эзатоллахи. В паре с ним попеременно играли опытнейший армянин Андраник Теймурян из команды Нафт Тегеран, номинальный левый защитник Эхсан Хаджисафи, упоминавшийся выше, Омид Ибрахими из Эстегляля, Али Карими из исфаханского Сепахана. Эзатоллахи отдыхал только в последнем матче против Сирии, где в опорной зоне играли Карими и Хаджисафи. Удивительно, как человек, у которого в клубах игра не ладится, является в сборной безоговорочно основным.
На позиции фантазисты попеременно чередовались номинальный правый полузащитник немецкий иранец Ашкан Дежага, выступавший сначала за Вольфсбург, а позже – за клуб английского Чемпионшипа Ноттингем Форест, и опытнейший Масуд Шоджаи, выступавший за греческие клубы Паниониос и АЕК. К сожалению, дни последнего в сборной сочтены. Правда, он сам в этом не виноват. Цитата:
«В августе 2017 года Федерация футбола Ирана пожизненно отстранила Шоджаи от выступлений за национальную сборную за то, что он сыграл в матче Лиги Европы против израильского клуба «Маккаби» Тель-Авив. Иран запрещает своим спортсменам соревноваться с израильтянами, поскольку не признаёт государство Израиль».
Иногда Кейруш шел на эксперименты. 28 марта 2017 года в домашнем матче с Китаем Ибрахими был единственным опорником, а двух плеймейкеров играли Эзатоллахи и Шоджаи, с передачи которого был забит единственный гол.
В некоторых матчах португальский наставник играл в три универсальных центральных полузащитника. Первый такой случай был 6 октября 2016 года в Ташкенте. Тогда Кейрош выставил Хаджисафи, Эзатоллахи и Шоджаеи. Второй такой случай был 23 марта 2017 года в столице Катара Дохе – тогда роль трех полузащитников играли Хаджисафи, Эзатоллахи и номинальный правый вингер Алиреза Джаханбакш из голландского Алкмаара. Наконец, последний такой случай произошел 31 августа 2017 года в матче против Южной Кореи в Сеуле. Тогда компанию Хаджисафи и Эзатоллахи составил Ашкан Дежага.
Упомянутый выше Алиреза Джаханбакш сыграл все матчи третьего отборочного раунда, в которых предусматривалась схема с фланговыми полузащитниками. Он выступал на правом фланге средней линии.
На позиции левого фланга полузащиты в 2016 году конкурировали Мехди Тареми из Персеполиса и его одноклубник Вахид Амири. В 2017 году Мехди Тареми окончательно выиграл конкуренцию(за одним исключением, но о нем позже). В прошлом месяце Мехди покинул родину и перешел в катарский клуб Аль-Гарафа.

Нападающие

Выше были перечислены некоторые матчи, в которых Кейруш применял схемы 4-1-2-3 и 4-3-3. В этих матчах, соответственно, на поле появлялись уже не крайние полузащитники, а крайние нападающие. В Ташкенте в этом качестве на поле вместе вышли Тареми и Амири(на правом и левом флангах соответственно). В Дохе – на правом фланге Тареми. А на левом – номинальный центрфорвард Карим Ансарифард из Олимпиакоса. В домашнем матче с Китаем Тареми ушел на свой привычный левый фланг, а на правом играл Джаханбакш. Наконец, в Сеуле на правом фланге нападения играл Джаханбакш, а на левом – Амири. Это и было то самое исключение, о котором говорилось выше.
Большую часть третьего отборочного раунда на позиции центрфорварда провел еще один игрок, хорошо знакомый российским болельщикам – Сердар Азмун. Этим летом он вслед за Курбаном Бердыевым перешел из Ростова в казанский Рубин. Там его голевое чутье куда-то делось. Но в сборной, несмотря ни на что, ему доверяют регулярно. А некоторые иранские болельщики даже едут в Россию исключительно, чтобы посмотреть на игру своего любимца. В матчах третьего отборочного раунда он забил 4 гола.
Были, правда, матчи, где Азмун не играл в основе. Это «гостевой» матч с Сирией, в котором центрфорварда играл Карим Ансарифард, домашний матч с Китаем и гостевой с Южной Кореей, в которых играл Реза Гучаннеджад из голландского Херенвена. Гучанеджад забил лишь один гол, и то, выйдя на замену.

Вывод

Сборная Ирана, бесспорно, самая невезучая из участниц будущего ЧМ. Объективно, несмотря на силу духа и крепость обороны, у «принцев Персии» нет шансов на проход в плей-офф против Испании и Португалии. Да и сборная Марокко, как мне кажется, сильнее будет. Почему – я расскажу, когда до марокканцев дойдет очередь. Но команда и ее тренер не сдаются, свидетельством чего является тот факт, что Карлуш Кейруш в товарищеских матчах проверил кучу новичков(так много, что я не вижу смысла писать обо всех) и не дает футболистам основного состава расслабляться. Ни одному сопернику не получится просто так одолеть иранцев – смелых, словно богатырь Рустам из эпоса «Шахнаме».

Сокровище

После тысячелетия раздробленности, в 16 веке Иран возродился под властью Сефевидов. Сначала столица нового государства находилась на территории Азербайджана, но в 1598 году шах Аббас Великий перенес ее в город Исфахан в центре Ирана. В городе развернулось огромное строительство. Главным памятником той великой эпохи является площадь Мейдан-Имам, на которой расположены шахский дворец Али Гапу, Мечеть Имама, в честь которой площадь получила современное название, и Мечеть Шейха Лютфуллы. Стоит отметить и восстановленный шахом Аббасом исфаханский базар. Самостоятельную ценность имеет и Пятничная Мечеть, чьи своды построены так, что похожи на пчелиные соты. Она еще названа Мечеть Джами в честь великого поэта. Она строилась на протяжении многих веков, начиная с эпохи Арабского Халифата, и вобрала в себя почти все стили мусульманского искусства.
Полюбоваться Исфаханом и другими Иранскими памятниками культуры можно на сайте издания «Иран сегодня», а конкретно – здесь. http://iransegodnya.ru/post/view/493
На сегодня все. Всего хорошего. До новых встреч. С вами был Дерсу Узала.
Задать вопрос, оставить отзыв и поблагодарить автора можно по адресу http://www.7-forty.com/forums/3/93